Территории опережающего социально-экономического развития

TOR_Ru_72_RGB

Для резидентов

Регламент рассмотрения заявок на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономическогоразвития

Вопросы и ответы о территориях опережающего развития

Вопрос: Что такое ТОР?

ТОР — это экономические зоны, создающиеся в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития», где ключевыми принципами являются кардинальное дерегулирование и масштабное налоговое стимулирование. В первые 3 года действия закона ТОР могут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе. Таким образом, ТОР – это инструмент развития Дальнего Востока, ориентированный на глобальную конкурентоспособность и движение в страны АТР.

Вопрос: Чем ТОР отличается от особой экономической зоны (ОЭЗ)?

Идея же ТОР кардинально отличается от ОЭЗ — она строится на индивидуальной работе с каждым инвестором. Кроме налоговых льгот, государство берет на себя обязательство создать необходимую инфраструктуру. Создается большое число механизмов дерегулирования, начиная от ограничений по организации проверок резидентов ТОР и заканчивая передачей всех вопросов административного и хозяйственного характера одному органу – Управляющей компании.

Вопрос: Когда и как в России появились ТОРы?

ТОРы начали создаваться по поручению Президента РФ, которое было дано в конце 2013 года. Уже через год — 29 декабря 2014 года — был подписан соответствующий закон, который вступил в силу 30 марта 2015 года. Уполномоченным органом по созданию ТОРов было определено Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Минвостокразвития работу по созданию ТОР вело по 3 направлениям: полевая, маркетинговая, законопроектная. Было отсмотрено более 400 площадок, 14 из них отобрано для дальнейшей работы. Критерием отбора являлось наличие подтвержденного спроса инвесторов на реализацию проектов в этой территории, проработанность инфраструктурного обеспечения. В итоге якорными инвесторами ТОРов преимущественно были определены российские компании. Был подготовлен комплексный план инженерного и инфраструктурного обустройства ТОРов. Также была сформирована база из 4400 крупных компаний-производителей потенциальных инвесторов ТОР.

Вопрос: Какие ТОР есть на Дальнем Востоке?

Первые 3 ТОР были отобраны Правительственной подкомиссией 12 февраля 2015 года на территории Приморского и Хабаровского краев. 25 июня года Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановления, утверждающие их организацию: ТОР «Надеждинская» — расположен в Надеждинском районе Приморского края на земельных участках площадью 806 Га. Имеет 3 якорных резидента (транспортно-логистический комплекс, кондитерский завод, предприятия пищепрома по производству полуфабрикатов) с объемом частных инвестиций 6,7 млрд рублей, требуемых бюджетных 3,9 млрд и планируемым созданием 1630 рабочих мест.

ТОР «Комсомольск» — расположен в чертах городов Комсомольска-на-Амуре и Амурск на земельных участках площадью 210 Га. Имеет 4 якорных резидента (производство деталей для авиастроения и деревообработка) с объемом частных инвестиций 7,9 млрд рублей, требуемых бюджетных 1.2 млрд и планируемым созданием 770 рабочих мест.

ТОР «Хабаровск» — расположен в черте Хабаровска земельных участках площадью 587 Га. Имеет 9 якорных резидентов (металлургический завод, агропромышленный тепличный комплекс, складской транспортно-логистический комплекс + аэропорт) с объемом частных инвестиций 15,4 млрд рублей, требуемых бюджетных 2,4 млрд и планируемым созданием 2574 рабочих мест.

Следующие 6 ТОРов были утверждены Правительственной подкомиссией 29 апреля 2015 года: ТОР «Беринговский» (ЧАО), ТОР «Кангалассы» (Якутия), ТОР «Михайловский» (Приморье), ТОР «Камчатка», ТОР «Белогорск» и «Приамурский» (Амурсказ область)

Вопрос: Какие преимущества дает режим ТОР?

Статус резидента ТОР дает целый ряд преимуществ:

— 0% налог на прибыль, на имущество, на землю на первые 5 лет

— 0% ввозные и вывозные таможенные пошлины

— 0% НДС на импорт для переработки

— 7,6% страховых взносов вместо 30% для инвестора первые 10 лет

— бесплатно получение земли и готовой инфраструктуры

— ускоренный порядок возврата НДС экспортера

— нет проверок без согласия Минвостокразвития

— «одно окно» для инвестора

— свободная таможенная зона

— упрощенный государственный контроль

— ускоренные и облегченные административные процедуры, в том числе получение разрешения на строительство, прохождения таможни.

Таким образом, резидент меньше тратит времени на административные процедуры, все согласования проходит проще, меньше платит налогов. Как следствие, бизнес становится эффективнее.

Вопрос: Какое участие в проекте ТОР предусмотрено для малого и среднего бизнеса?

Если субъекты малого и среднего бизнеса (МСП) по каким-либо причинам не могут стать резидентами, то надо понимать, что они могут быть вовлечены в проект ТОР опосредованно. Ведь ТОР формируют спрос на сервисные и производственные услуги для МСП, при этом расширяются возможности участия МСП в госзакупках. Тут в помощь приходит постановление Правительства РФ № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», которое устанавливает для госкорпораций годовой объем закупок у субъектов МСП в размере не менее 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок или не менее чем 10% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты МСП. Прогнозируемый спрос на услуги МСП в ТОР к 2020 году — более 160 млрд руб. в год. При этом федеральная программа поддержки малого и среднего бизнеса в России — чуть более 20 млрд рублей в год. Таким образ, ТОР дают только на Дальнем Востоке ресурс развития малого и среднего бизнеса в 7 раз больше, чем вся федеральная программа поддержки малого бизнеса в стране.

Вопрос: Каково участие иностранного бизнеса в создании ТОРов?

Якорными инвесторами ТОРов преимущественно выступают российские компании. Однако крупные игроки, в основном из стран АТР, уже заявили о своем участии в проекте. Так, компания BAOLIBITUMINA Singapore — мировой лидер по производству и продаже битума — стала одним из первых резидентов ТОР «Хабаровск», где намерена построить завод и всю необходимую для функционирования площадки инфраструктуру. Китайский бизнес также готов вложить свыше 114 млрд рублей в НПЗ в Комсомольске-на-Амуре и по 300 млн рублей в металлургический и кирпичный заводы в ТОР «Кангалассы» (Якутия). Японская компания JGC уже приступила к строительству тепличного комплекса в ТОР «Хабаровск» (инвестиции порядка 2,5 млрд рублей). Другая японская компания Sojitz ведет переговоры по модернизации хабаровского аэропорта (инвестиции свыше 10 млрд рублей).

Вопрос: Как стать резидентом ТОР?

Самый простой и короткий путь — предложить конкретный инвестиционный проект в высокой степени проработки. При этом минимальный объем инвестиций должен составлять 500.000 рублей. При этом компания, желающая стать резидентом ТОР, должна быть зарегистрирована и базироваться на территории Дальнего Востока и не иметь филиалы вне ТОР.

Вопрос: Как будет осуществляться управление ТОР?

Для управления ТОР на территории Дальнего Востока будут созданы Управляющие компании (УК) с широкими полномочиями. УК будет заниматься решением всех административных и хозяйственных вопросов, в том числе организацией транспортного обслуживания, эксплуатацией и строительством дорог, электро-, газо-, водоснабжением и т.д. УК будет работать по принципу «одного окна».

Передача полномочий УК будет осуществлена в рамках специальных соглашений с органами власти.

План мероприятий по совершенствованию знаний для реализации ТОР

План график подготовки подзаконных актов

ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 29.12.14 № 473-ФЗ «О ТЕРРИТОРИЯХ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОТНЕСЕННЫЕ К КОМПЕТЕНЦИИ МИНВОСТОКРАЗВИТИЯ РОССИИ И УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИИ «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ТЕРРИТОРИЯХ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»